Ранней весной, во время повышения температуры окружающей среды очистка путей от снега является далеко не единственной заботой путейцев, связанной с климатическими особенностями. Приходится бороться, еще и с явлением под названием «наледи».
Наледи представляют собой достаточно сложное природное образование, особенно актуальное в отдельных регионах России, например, в Восточной части. Появляются они как следствие возникающих после первого спадания морозов ключей и ручьев, стекающих по склонам распадков и ключей и постепенно намерзающих. И если не принять меры сразу же после их первого (обычно незначительного) появления, то масштабы намерзания могут быть весьма значительными. Представляют они немалую проблему не только для деятельности железнодорожных предприятий, но и прочих организаций, так или иначе связанных с работами с грунтом или на нем. Например, они затрудняют или и вовсе делают невозможной эксплуатацию:
– автомобильных притрассовых дорог;
– малых мостов;
– водопропускных труб и т. п.
Кроме того, они нередко становятся препятствием и для возведения объектов, например, могут затруднять строительство железнодорожных мостов.
В целом среди факторов, приводящих к наледеобразованию, можно выделить:
– естественные (природные);
– сопутствующие (искусственные).
К последним, как правило, относят те из них, которые вызваны деятельностью человека.
Впрочем, на сегодняшний день существует немало способов борьбы с неледеобразованием. Их условно подразделяют на:
– пассивные;
– активные.
Пассивные позволяют ослабить воздействие наледи, однако не борются с самим ее образованием. К пассивным факторам борьбы относят:
– шпальные или дощатые заборы, которые в зависимости от региона делают временными или на постоянной основе;
– формирование снеговых валов;
– подогрев наледенелых вод;
– отепление водотоков, которые являются постоянно действующими;
– скалывание и (или) рыхление образовавшегося льда (ручное или механизированное) и пр.
Активные способы призваны ликвидировать собственно процессы наледеобразования.
Следует отметить, что пассивные способы по сравнению с активными все же менее эффективны, поскольку предполагают значительные усилия и материальные затраты, но далеко не всегда обеспечивают желаемый результат.
Обязательной является организация защитных противоналедных мероприятий. Их делят на постоянные и сезонные.
В рамках сезонных мероприятий производится:
– засыпка мест наледи скальным грунтом и щебнем;
– отвод оттаявшей наледи по канавам во льду и т. д.
Постоянные предполагают:
– поднятие для земляного полотна метки бровки на высоту, которая исключала бы воздействие наледи даже в наиболее суровые зимы;
– устройство водопоглощающих устройств на проезжей части автомобильных дорог и др.
«Предыдущая статья Что лучше выбрать - новый отечественный автомобиль, или подержанную иномарку |
Следующая статья» |