Аббревиатура ПТО расшифровывается как подъёмно-транспортное оборудование. Этим сокращением обозначают категорию устройств, предназначенных для грузоподъёмных работ над предметами различных степеней тяжести. Конечно, без их помощи человеку было бы несравнимо труднее работать во множестве областей деятельности - тех, в которых постоянно требуется производить различные манипуляции над массивными грузами. Особенно это касается грузов, неудобных по структуре или форме, в виде порошка или жидкости (например, металлурги часто сталкиваются с необходимостью транспортировать большие порции расплавленного металла). Для всего этого обширного комплекса механизмов выделяют также и более мелкие внутренние подкатегории, объединяющие часть грузоподъёмной техники по тем или иным характеристикам. В частности, существуют классификации по типу прикладываемой силы - на механические и электрические (в зависимости от того, вручную или же от питания электросети устройство приводится в движение), по возможным направлениям – на стационарные и передвижные (первые умеют только поднимать и опускать грузы, вторые же способны перемещаться вместе с объектом в горизонтальном направлении). Но главным критерием для разделения данного оборудования на внутренние подклассы служат масштабы грузов, с которыми они работают, а точнее – максимальный вес груза, который устройства могут поднимать (так называемая полезная грузоподъёмность). Соответственно, механизмы, относящиеся к разным категориям грузоподъёмности, сконструированы также на основе разных принципов. Техника, способная работать с более тяжёлыми грузами, имеет более сложное строение.
Таких основных подкласса грузоподъёмности выделяют три. В первую группу входят самые простые приспособления, предназначенные для работы с более лёгкими объектами на малых скоростях. Таковыми механизмами пользуются, например, в автосервисах и в складских работах. К ним относятся механические ручные тали (они же тельферы), полиспасты и другие блоки, тележки-кошки, домкраты, лебёдки. Перечисленные выше устройства достаточно просты и компактны, поэтому их можно не только использовать напрямую для проведения мелких работ над небольшими грузами, но и встраивать в более масштабную технику, относящуюся к иному классу грузоподъёмности – например, в подъёмные краны, краны консольные, козловые, мостовые. В последних очень часто грузозахватными деталями служат разнообразные тельферы, каковые, вообще говоря, являются достаточно универсальными механизмами и имеют широчайший ряд модельных исполнений. Тельферы подразделяются на две крупные разновидности – механические и электрические (в первых применяется ручной привод, во вторых наличествует встроенный электродвигатель). По другим критериям выделяют рычажные и шестерённые тали или же канатные и цепные (судя по тому, какой структурой обладает грузоподъёмный элемент в этих машинах и из какого материала он состоит). Вторая большая категория подъёмно-транспортного оборудования, к которой относятся устройства, работающие с грузами средней степени тяжести, представлена рядом следующих механизмов: штабелеры обычные и электрические, электрокары, тележки гидравлические, самоходные и ручные, погрузчики. Такая техника распространена в строительстве и монтаже, в магазинах и гипермаркетах, также на складе.
Третья, и последняя категория является самой сложной и предназначена для работы с наиболее массивными объектами. Здесь можно перечислить подъёмные краны разных видов, перегружатели контейнерные и портальные. Рассмотрим существующие типы кранов чуть более подробно. С точки зрения различий в строении этих машин, среди них можно выделить мостовые, козловые и башенные разновидности. Мостовые агрегаты применяют в промышленности, в цехах, с их помощью передвигают грузы сыпучие и жидкие (в том числе расплавленные). Как можно понять из названия, в своём составе они содержат мост, а также грузоподъёмную тележку, которая по этому мосту передвигается вместе с грузом. Опорой для несущих деталей в таких устройствах являются крановые пути. Пути-монорельсы могут базироваться либо на стенных конструкциях внутри рабочего помещения, либо на эстакадных конструкциях. По этим монорельсам движется собственно мост устройства. В этих агрегатах может быть одна несущая балка, а может быть две. Соответственно этому выделяют однобалочные мостовые краны и двухбалочные. Однобалочные, в свою очередь, классифицируются на опорные и подвесные – по способу крепления. Козловые машины эксплуатируются на территориях под открытым небом, в железнодорожных работах для погрузки и разгрузки (где распространено использование контейнерных козловых агрегатов). Их устройство таково: горизонтальный крановый путь опирается на 2 базовые стойки, которые и сами имеют возможность перемещаться вдоль монорельса, располагающегося на поверхности земли. И последний из рассматриваемых типов оборудования – машины башенные, которыми пользуются в строительно-монтажной сфере деятельности. Их основными деталями являются секционные башни (давшие название этой категории устройств), лебёдки, служащие в качестве грузоподъёмного элемента, и поворотные стрелы.
«Предыдущая статья | Следующая статья» |