Известно, что многие автовладельцы в СССР при любой возможности ругали бывший «Автопром» за то, что машины десятилетиями не меняли дизайн кузова, модификации и отставали от зарубежных производителей чуть ли не полвека. Но мало кто знал, что конструкторы совсем в этом не были виноваты. Они регулярно разрабатывали новые, интересные версии автомобилей, но часто их проекты засовывались чиновниками высокого ранга в «дальний ящик».
MonsterAuto пытается вспомнить историю и представить посетителям оригинальные модификации и дизайн известных моделей, которые так и не получили реализации. А зря!
Виталий Андреевич Грачев – знаменитый советский автоконструктор разработал и создал в свое время настоящий вездеход – ГАЗ-21. Эта экспериментальная модель имела 6 колес, 4 из которых были ведущими.
Кроме этого, автомобиль оснащался дополнительными небольшими колесами на днище кузова, позволяющими благополучно перекатываться через неровности и запасными колесами, благодаря которым можно было съезжать с вертикальных плоскостей. Военные были в восторге от такого чуда, они давно ждали такой вездеход, но Грачев умудрился создать еще более интересный автомобиль – полноприводную «Эмку», проходимость которой была на порядок выше и в армию пошла именно эта модель.
К сожалению, на конвейер так и не попала заслуживающая внимания, интересная версия ГАЗ-12А – Фаэтон. Невзирая на все технические недостатки – верх надо было поднимать вручную, мотор обладал всего лишь 90 «лошадками», внешний вид фаэтона был суперпривлекательным!
Модель получила одобрение Сталина, но испытания в Москве и Крыму показали, что машина в серийное производство не пойдет. А спустя полвека свой Фаэтон выпустил Mercedes-Benz.
В 50-е годы прошлого столетия на Горьковском автозаводе новые версии автомобилей штамповались не медленнее, чем в Детройте. В 1956-м году инженеры работали, не покладая рук над созданием ГАЗ-13, и уже на следующий год на дорогу вышли первые пробные прототипы автомобиля. Но конструкторы не остановились и разработали рестайлинг ЗИМа.
Обновленная модель (седан) получила мотор в 110 «лошадок» и инновационное оформление передней и задней части кузова, другой формы задние крылья, АКПП от перспективной на те годы «Волги» и новое имя модели – «Чайка». Но в итоге до конвейера дошло только новое имя модели.
Очередная модификация «Волги» стала – фургоном. Красавицу-машину испортить было невозможно, поэтому она и с кузовом-фургоном выглядела очень достойно. Вариант с двухцветной окраской, изящный олень на переднем капоте и детали из хрома – захватывали дух. Концептуально это AUDI RS6 - стильный, спортивный вагон! Но, как часто было в те времена, красивый проект остался на бумаге.
А страна нуждалась именно в таком варианте машины и многочисленные автокомбинаты, как могли, переделывали при капремонте ГАЗ-21 и ГАЗ-22 на фургоны и пикапы.
Как только ГАЗ дождался директивы правительства о создании трехосного грузовика с полным приводом, он создал свою версию. Это был ГАЗ-34, базирующийся на основных агрегатах «шишиги». Обладая грузоподъемностью такой же, как и у ЗИЛа, «34»-й был намного компактнее: легче на целых 1,3 тонны, на 0,5 метра короче. Но платформа была у автомобиля больше, и он был более экономичен в плане топлива.
В серийное изготовление ГАЗ-34 не попал, так как на ЗИЛе на конвейер поставили грузовик-вездеход.
Создатели этой оригинальной машины говорили, что «ЗИМА» - аббревиатура, отражающая название завода. И расшифровывается так - «Завод ижевских малолитражных автомобилей». Такой Москвич 408-й точно никто не видел!
Если точнее, это даже был и не «совсем Москвич».
Конструкторы молодого завода в Удмуртии разработали собственную версию машины - ЗИМА-1 с компактной рамной конструкцией и кузовной панелью, изготовленной по технологии гибки и проката. Именно от «Москвича»-408 в автомобиле остались мотор, капот, двери и стекла. Но руководители отрасли приказали ижевчанам работать больше над развитием «Москвича» - седана, а не придумывать собственные концепции.
С 1967 году Горьковский автозавод запланировал создание ГАЗ 3101 с полностью новым кузовом, но замедление экономики продиктовало свои условия – и пришлось работать над автомобилем нового поколения с кузовом от ГАЗ-24.
ГАЗ-3102, известная на весь СССР, как «директорская волга», 26 лет слыла самой «крутой» машиной в стране, которую мог себе позволить приобрести простой смертный. Кстати, до конвейера дошла самая малая доля конструкторских задумок. В то время как к ней должен был идти двигатель - V6, АКПП, пружинная задняя и передняя подвески (бесшкворневые), новая передняя панель – на серийной модели 3102 всего этого автолюбители не увидели.
Практически это «Волга Брежнева». Отличия только в том, что у нее другой окрас - зеленый цвет кузовной части и зеленая обивка на сиденьях. Получилось очень даже стильно.
Сегодня этот автомобиль красуется в музее на Рогожском валу, где собрана, скорее всего, самая лучшая коллекция автомобилей советских времен в Москве. Несмотря на, вроде бы, хорошие перспективы, серийный выпуск 24-95 так и не начался.
В Цуффенхаузене задолго до концепции нашей «восьмерки», немцы рассматривали советский автопром, как источник будущих заказов. Таким образом, не успело пройти 3 года с начала выпуска ВАЗ-2103, а в компании Porsche по заказу советской «Внештехники» был разработан рестайлинг спортивных «Жигулей». С машины убрали все хромированные элементы, стальные бамперы заменили на пластиковые, окрашенные в цвет кузовной части. Но представленная версия была отвергнута конструкторами из Тольятти, по той причине, что к тому времени был создан собственный проект рестайлинга – ВАЗ-2106, причем более дешевый. Но инициативу немцев не забыли и через пару лет обратились к ним с проектом хэтчбека с передним приводом.
Вначале было задумано, что флагманом ВАЗа станет копия FIAT-125, но во время переговоров о приобретении лицензии Советы потребовали от итальянцев создания люксовой модификации на базе FIAT-124, с тем, чтобы схожесть двух версий «Жигулей» была наибольшей. Итальянцы создали более дорогую версию 124-ой модели, практически, «с нуля». Во время сотрудничества советскому автопрому были предложены седан, который стал впоследствии ВАЗом-2103 и универсал с таким же дизайном передка. В то время руководители Тольяттинского завода отказались от предложения, но мысль запомнили. Как итог - в 1976 году на тольяттинском автозаводе были построены 3 универсала с 4-х фарной оптикой, которые получили индекс 2104. Но дело дальше создания прототипов не пошло. А этот индекс получил вскоре универсал, созданный на основе «пятерки».
Эту модель создавали из «того, что было» - из серийных деталей. Но на удивление, модель вышла довольно привлекательной и гармоничной. В конце 70-х прошлого столетия в Тольятти был создан пикап (экспериментальная модель) на основе самой новой на те годы «шестерки». Пикапы, которые создавались кустарными методами из серийных седанов для собственных, внутризаводских потребностей, были на всех автопредприятиях СССР, но лишь на ВАЗе набрались смелости и построили машину, которую сегодня назвали бы - SUT – Sport Utility Truck.
Эта изящная модель предназначалась не для того, чтобы перевозить промасленные жестянки, а чтобы давать возможность своему владельцу наслаждаться комфортом езды и жизнью. Но, увы - красавцу автомобилю цвета серебристого металика, с элегантным силуэтом, с палаткой в кузове и мощным движком, места в Советском Союзе не нашлось.
Европейские дистрибьюторы постоянно требовали от наших автозаводов модификаций, обладающих кузовом «кабриолет». Но, если в далекие 1960-е как-то получалось обходиться без таковых, то уже в 1980-х кабриолеты на платформе ВАЗ-2108 многие заводы стали выпускать собственными силами. В результате появились - Lada San Remo и Lada Natacha.
Но на самом заводе разработчики тоже не сидели «сложа руки». Только вместо того, чтобы попросту отрезать крышу, в Тольятти гении автопрома решили придумать что-то ну очень уж оригинальное. Так свет увидела ВАЗ-2108 Тарга.
Один-единственный экземпляр ти-топовской восьмерки построили в Центре стиля в 1988-м году, а в 1992 поторопились уничтожить. Очень жаль такую модель, ведь она была самая красивая и самая оригинальная модификация «Самары».
В начале 1980-х базовая модель 4-го поколения «Москвича»- хэтчбека - 2141 была полностью готова к серийному выпуску, но на АЗЛК принялись за разработку версии автомобиля - седана 2142.
При этом, отличия седана от хэтчбека были не только в разработке отдельного багажного отделения.
Автомобилю семейства седан подарили новые крылья, новую радиаторную решетку, бамперы, интересную заднюю оптику, приличный интерьер, хорошую ходовую и силовой агрегат, входящий в перспективное семейство АЗЛК-21414 – то есть, речь шла о настоящем рестайлинге.
В планах завода была постановка седана-москвича на конвейер в 1992 году, но тут наступил полный развал Советского Союза и планы стали несбыточными. И только в 1997-м году завод поставил на поток растянутую версию седана, с необычным именем - «Князь Владимир».
По материалам Motor.ru
Подготовлено MonsterAuto.ru
«Предыдущая статья Кривошипно-шатунный механизм, камера сгорания, цилиндры, клапана |
Следующая статья» |