Поиск дисков:
Ширина
Радиус
PCD
Вылет(ET) от до
DIA

Hakkapeliitta 8 станет лучшей

В Лапландии хорошо живется не только Санта Клаусу. Отлично себя чувствуют, несмотря на суровую погоду, и специалисты по зимним шинам: именно за Полярным кругом расположен главный испытательный центр компании Nokian Tyres. Тестовые трассы и полигоны занимают около 700 гектар чистейшего льда трех финских озер в местечке Ивало, но нам хватило и одного, с поэтическим названием Пильвенярви. Программа знакомства с новейшими зимними разработками Nokian включала в себя не только лед и снег…

В этом году под маркой Nokian на рынок выйдут сразу пять новых зимних шин. Две из них ориентированы на малоснежные страны центральной Европы, и потому нам не слишком интересны. А вот три остальные – это новинки семейства Hakkapeliitta, пользующегося в России уверенной популярностью. В руководстве Nokian утверждают, что не имели в виду ничего особенного, представляя одновременно столько новинок – просто они уже готовы, и нет смысла хранить их в закромах и дальше, тем более, что с момента премьеры последней разработки, шипованной Hakkapeliitta 7, прошло уже три года. Однако на деле ситуация чуть сложнее.

Nokian Hakkapeliitta 8

Такие вот "ледяные скульптуры" встречали нас около лапландских гостиниц. Коллеги шутили, что это - новая заводская упаковка...

Во время подготовки восьмого поколения Hakkapeliitta инженерам Nokian пришлось думать гораздо дальше, чем обычно. Страны Северной Европы, озабоченные собственной экологией, пришли к выводу, что шипованные шины соскребают с дорог слишком много асфальта, и пыль эта никакой пользы природе не приносит. Поэтому с 1 июля в Скандинавии и некоторых других странах будет законодательно ограничено количество шипов на каждый метр качения шины. Производителям дозволяется устанавливать только 50 металлических «зубьев». Получается, что обеспечить качественное сцепление с зимней дорогой можно лишь, совершенствуя протектор и состав резиновой смеси? Отнюдь. В законе предусмотрен и обходной путь.

Nokian Hakkapeliitta 8

Новая шина Hakkapeliitta 8 вышла на рынок в 60 типоразмерах, включая варианты Run Flat

Чтобы официально получить право выпускать более «зубастые» колеса, производитель должен доказать, что они не причиняют вреда хрупкой северной природе. Для доказательства предусмотрен специальный тест, на который, в том числе, и ориентировались инженеры Nokian Tyres. Новая «восьмерка» укладывается в обозначенные нормы с 12-процентным запасом, но при этом содержит почти в четыре раза больше шипов, чем предписано. Ради возможности обойти собственное законодательство финнам пришлось ни много, ни мало – изобрести целую концепцию ошиповки, новую и прогрессивную. Назвали ее Eco Stud 8, и она попутно помогла разработчикам Nokian добиться еще нескольких целей.

Nokian Hakkapeliitta 8

Мы – на льду Пильвенярви. В голове моей пытаются прийти к согласию гигабайты информации о новых шинах, старых шинах, компаунде, законодательстве, шипах и протекторе, которые с хитрой улыбкой только что запрессовал туда технический эксперт Nokian Матти Морри. Но начинается процесс общения с новыми зимними шинами вовсе не с общения с зимними шинами. Странно? Отнюдь. Впечатления «на свежую голову» - они, как правило, самые яркие. Поэтому Матти предпочел наглядно продемонстрировать один из показателей, по которому Nokian Hakkapeliitta 8 превосходит конкурентов. Опять же в экологическом русле: если помочь шине катиться легче и дальше, на поддержание движения автомобиль будет тратить меньше топлива и, как следствие, меньше вредить атмосфере. Поэтому сопротивление качению своих колес в Nokian снижают упорно и планомерно.

Nokian Hakkapeliitta 8

Северная погода переменчива. Несмотря на минимальную видимость, этот горнолыжный комплекс жил активной жизнью

Итак, ледяная прямая, гладкая, как стекло. В ее начале – невысокий помост, на котором замер обычный VW Golf с заглушенным двигателем. Обут он, как выразился Матти, в шины «нашего любимого французского конкурента». Задача хэтчбека – скатиться с горки сначала в одних колесах, а потом переобуться в Хакапелита 8 и повторить операцию. Во втором случае Golf выкатывается примерно на 20 метров дальше, и это обстоятельство особенно радует разработчиков. Показатели «седьмой хакки» удалось улучшить всего на 5%, однако эти проценты увеличивают и без того впечатляющий отрыв от конкурентов.

Nokian Hakkapeliitta 8

Фрикционная новинка Hakkapeliitta R2 уверенно держится на плотном снегу, но ее реакции, естественно, более мягкие, чем у шипованной коллеги

Расчищенные ледовые участки соединены между собой проселочными стежками, над которыми потрудился недавний снегопад. Дороги в целом очень напоминают уральские, за исключением мягких обочин – шаг влево или вправо грозит обернуться получасовой возней с лопатой. Однако до того, как нас выпустили в места общего пользования, нам пришлось таки лично погрызть финский лед новейшими финскими же шипами. Накануне Матти показывал незамысловатую картинку – вид снизу на прозрачную льдину, по которой движется новое колесо. Hakkapeliitta 8 получила очень плотную ошиповку, и ни один шип не мешает соседям работать – их расположение просчитано с помощью компьютерного моделирования. Но лучше один раз увидеть: часто вы оказываетесь с той стороны льда?

Nokian Hakkapeliitta 8

Технический эксперт Nokian Tyres Матти Морри: Мы думали о том, чтобы сделать новую шину асимметричной, но наши испытания показали, что лучше симметричного направленного протектора ничего нет

В конструкции шины все факторы взаимосвязаны. Улучшая одну сторону, можно невзначай (ну, или совершенно сознательно) усовершенствовать другую – именно так разработка нового рисунка протектора привела к улучшению рисунка ошиповки. Новый протектор – это эволюция старого рисунка, применявшегося на Hakkapeliitta 7, но в Nokian в один голос говорят, что шина демонстрирует улучшенное поведение не только на льду и снегу, но и на асфальте. Центральная часть протектора стала более жесткой, так как отдельные сегменты протектора теперь объединены в одно целое. Как следствие – улучшилась курсовая устойчивость. А вот боковые шашки уменьшились в размерах, благодаря чему в пятне контакта их стало больше. В итоге – повышенное сцепление на скользких покрытиях, эффективное торможение и, в конечном итоге, возможность «усадить» в шину больше шипов.

Nokian Hakkapeliitta 8

Это - краеугольный камень теста шипованной шины на экологичность. Такими плитками после тщательного взвешивания укрывают участок дороги, на котором автомобиль, обутый в тестовые шины, выполняет некие упражнения - до 400 "подходов" на один тест! Затем комплект плиток снова взвешивают, и по потере веса делают вывод о способности шины выгрызать асфальт из покрытия

Вообще, в Лапландии холодно. Но в честь нашего приезда своенравная северная погода обеспечила «около нуля», что для зимней шины чуть ли не более экстремальные условия, чем основательный минус. Общеизвестно, что промороженный лед «держит» машину лучше, чем лед на грани таяния, но вести тестовый автомобиль по льду озера Пильвенярви – будь то гражданский «Гольф» или серьезная Audi RS4 – было достаточно просто даже на грани скольжения. Точнее, грань эта оказалась сдвинута чуть дальше, чем ожидалось, и нащупывалась очень легко: шина продемонстрировала четкие и ожидаемые реакции.

Nokian Hakkapeliitta 8

Прокатились мы на новой шипованной «Хакке» и по асфальту. Главный вывод, который можно сделать после конвой-теста, где все порывы сурово одергиваются ведущим караван инструктором – шина получилась комфортной и тихой. В структуру восьмой Hakkapeliitta имплантирован более жесткий брекерный пакет. Кроме того, шина снабжена боковинами с повышенной жесткостью, и поэтому транслирует на подвеску и кузов автомобиля меньше информации о состоянии дороги. А благодаря новому принципу ошиповки на акустическую картину в салоне шипы почти не влияют.

Nokian Hakkapeliitta 8

С помощью таких незамысловатых тестов в Nokian демонстрируют превосходство своих новых продуктов над "любимыми конкурентами". В данном случае - по показателям сопротивления качению

Впрочем, с точки зрения библиотечной тишины в интерьере предпочтительнее все же будут новые фрикционные Hakkapeliitta, которые получили маркировку R2. Насчет комфорта ездового ничего сказать не сможем, ибо на колеса тестовых машин «липучка» была буквально натянута – 20-дюймовые колеса Audi RS5 обули в шины размерностью 255/35R20. А вот насчет тишины – это да, наслаждаться голосом 450-сильного двигателя не мешало ничего. Равно как ничего не препятствовало и бурным ускорениям на заснеженном асфальте, которые мы несколько раз себе позволили, контрабандно отстав от колонны. И тормозит, и ускоряется, и управляется Hakkapeliitta R2 вполне достойно.

Nokian Hakkapeliitta 8

Nokian Hakkapeliitta R2: как и у шипованной коллеги, центральная часть протектора представляет собой жесткое ребро, состоящее из объединенных шашек

Держаться за лед и укатанный снег новинке помогает еще одна инновация Nokian – некая система Cryo Crystal. Что это такое – мы не знаем, потому что это тоже запатентованная тайна финнов. Зато мы знаем, как это работает. Содержащиеся в резиновой смеси шины некие кристаллообразные частички играют роль эдаких микрошипов, цепляющихся за покрытие собственными острыми гранями. Причем, что интересно, насыщена ими вся верхняя часть колеса, до того предела, после которого колесо годится только на выброс. Не обошлось и здесь без обновленного рисунка протектора со специальными вставками по имени «когти против слякоти» и зубцами между  шашками протектора, работающими при ускорении или торможении. 

Полюбоваться на то, что происходило в это время в Лапландии, можно в нашей видеоиллюстрации

Третья новинка, которая в ближайшее время доберется до России – это Hakkapeliitta R2 SUV, предназначенная для кроссоверов. Однако совпадение названий не означает конструктивной идентичности – у этой шины тоже нет шипов, но зато есть собственный рисунок протектора и усиленный каркас, рассчитанный на большую нагрузку. Маршрут следования колонны Audi Q5, снабженных этой резиной, проходил в основном по тропинкам среди лапландского редколесья. Их определенно готовили к облегченному преодолению, однако прошедший снегопад спутал все планы, и лесное путешествие вместо предполагаемой разминки превратилось в веселое приключение. Держать на кроссоверах темп, заданный головным «Амароком», оказалось непросто, но в целом выполнимо.

Hakkapeliitta 8

На маршруте кроссоверов тоже был свой ледовый кусочек, и никакого "Амарока" там не требовалось

Протектор кроссоверной шины доработан с прицелом на использование в сложных дорожных условиях – глубоком или талом снегу и снежной корке. О тщательности подхода к конструированию протектора можно судить хотя бы по тому, что внутренние стороны боковых канавок в плечевых зонах шины отполированы. Этот мелкий, казалось бы, нюанс помогает шине эффективнее отводить из пятна контакта снег и особенно смесь снега с водой. Более жесткие боковины успешнее амортизируют дорожные неровности, которые частенько встречаются не только на грунтовках, но и на улицах уральских городов. И эта шина также экономит топливо: по утверждению конструкторов, сопротивление качению Nokian Hakkapeliitta R2 SUV ниже, чем у некоторых летних шин конкурирующих марок.

Hakkapeliitta 8

Усталые, но довольные... И далее по тексту. Конечно, все нюансы работы новых шин оценить за такой недлинный и насыщенный событиями тест довольно сложно, но прогресс в финских шинных технологиях заметен отчетливо

Продажи новинок от Nokian уже начались, но до екатеринбургских магазинов добрались далеко не все типоразмеры. Впрочем, опрошенные нами дилеры продемонстрировали готовность привезти Hakkapeliitta 8 и под заказ, но пока завод в Санкт-Петербурге не вышел на полную мощность, сроки доставки выглядят достаточно абстрактно. Что касается стоимости, то некоторое время на рынке будут одновременно присутствовать шины обоих поколений – это касается и шипованных, и фрикционных вариантов. Ценовую разницу между ними в Nokian собираются удерживать на уровне около 10%.

Hakkapeliitta 8

«Предыдущая статья

Советы по подбору автошин для зимы

Следующая статья»

Организация платного паркинга

.