Поиск дисков:
Ширина
Радиус
PCD
Вылет(ET) от до
DIA

Строительна техника Древней Греции

Знаменательным этапом развития человеческой культуры явилась эпоха античного рабовладельческого общества в Греции и Риме, где развитие зодчества и строительной техники достигло необычайно высокого уровня.
Древнейшими обитателями берегов и островов Эгейского моря были пелазга, или эгейцы, центром цивилизации которых был остров Крит. Начало неолитической эпохи в городах и поселениях Крита относится к 6—5-му тысячелетиям до н. э. В начале 3-го тысячелетия до н. э. на Крите начался переход от каменных орудий к медным, а затем — бронзовым. Возведение крупных сооружений и дворцов относится к началу 2-го тысячелетия до н. э., т. е. к периоду расцвета искусства Крита.

Важнейшим памятником критской культуры является Большой дворец в Кноссе. Дворец высотой не менее трех этажей имел в плане сложную планировку (рис. 50). Стены его возведены из сырцового кирпича с деревянными переплетами на каменном цоколе. Суживавшиеся книзу деревянные колонны имели каменные базы и капители и были ярко раскрашены. Такой тип колонны является характерным для построек древнего Крита. Каждая колонна означала «мировое дерево», корнями направленное в «мировое пространство». Такой прием встречается до сих пор на Западной Украине, где принято фасады изб украшать таким мировым деревом, представляющим вытащенный из горного потока ствол дерева. Дворец имел парадные и жилые комнаты, кладовые, мастерские, водопровод и канализацию. Освещение дворца осуществлялось через световые дворики.
Жилые дома в городах и поселениях Крита возводились из сырцового кирпича и имели высоту два—три этажа. На Крите были хорошо развиты фресковая живопись, керамика и т. п. Характерно, что населенные пункты Крита возводились вблизи побережья и не имели оборонительных сооружений.

В начале 2-го тысячелетия до н. э. в Пелопоннесе (Микены, Тирияф и др.) и Средней Греции под сильным воздействием Крита начинает формироваться микенская культура, которая, распространившись по всему бассейну Эгейского моря, видоизменилась и впоследствии приобрела новые черты. Это дает основание называть ее крито-микенской культурой.
Микенская культура явилась последним этапом развития критской культуры и начальным этапом развития греческой культуры. Памятники микенской культуры в виде дворцов, погребений, крепостных сооружений, высокохудожественных изделий из золота, серебра, бронзы, стекла и т. п. сохранились в Микенах, Тиринфе, Орхомене, гНилосе, Фивах и других городах Пелопоннеса.

Города и поселения Пелопоннеса, в отличие от городов Крита, возводились вдали от моря и имели мощные оборонительные сооружения в виде стен толщиной до 8 ж и башен, возводимых из огромных грубо отесанных камней способом циклопической кладки. На холме внутри города сооружался акрополь. Дворцы Пелопоннеса имели простую планировку, водопровод и ванны.
Одним из распространенных типов жилища Пелопоннеса был мега- рон, представлявший собой удлиненное, прямоугольное в плане сооружение с открытым помещением (сенями) на торцовой стороне, огражденное с боков стенами, а спереди столбами. За сенями находился зал с очагом посредине. В перекрытии над очагом имелось отверстие для выхода дыма. Впоследствии мегарон послужил прототипом храмов Древней Греции (VIII—VII вв. до н. э.).
Из других монументальных сооружений Пелопоннеса заслуживает внимания гробница «Сокровищница Атрея», имеющая высоту около 15 м, с мощным сводом, образуемым 34 суживающимися кольцами.
В конце 2-го тысячелетия до н. э. крито-микенская культура начала приходить в упадок. Вероятно, в этом немалую роль сыграли крупные перемещения племен, находившихся на более низком уровне развития, происходившие на Балканском полуострове, а также разложением первобытнообщинного строя.
В последующие периоды — гомеровский (XII—VIII вв. до н. э.) и архаический (VIII—VI вв. до н. э.) в развитии строительной техники Греции произошли существенные изменения, чему способствовали: появление железа, которое постепенно становилось основным материалом; изобретение способа пайки железа; развитие керамического производства, изделия которого широко применялись в отделке зданий; развитие математики, механики и других наук и появление некоторых измерительных инструментов и особенно циркуля.
Одним из величайших достижений архаического периода является разработка передовыми мастерами Греции ордера, т. е. строго определенной системы расположения и взаимоотношения размеров колонн и лежащего на них перекрытия — антаблемента. При этом были разработаны наиболее эффективные пропорции здания. Так, отношение высоты фасада здания к его ширине оказалось равным 1:2, а диаметра колонны к ее высоте—1:6. Однако, исходя из эстетических соображений, применялись и другие соотношения — соответственно 3:5 и 1 : 10,5.
Современная архитектура во многом использует наследие древних цивилизаций. Наследие предков в сочетанием с современными методами – применением вентилируемых фасадов с облицовкой алюкобондом, фиброцементными панелями, керамогранитом – определяет современный облик городов.
В период архаики возникли дорический и ионический ордеры и новый тип храма—периптер, т. е. храм, с четырех сторон окруженный колоннами, который с VII в. до н. э. стал господствующим типом греческой архитектуры.
Лучшим памятником этого периода является храм Аполлона в Коринфе (VI в. до н. э.). который своей строгостью и простотой предвещал архитектурные образы периода классики.
В политическом отношении архаический период характеризуется развитием рабства, ростом социальных противоречий, возникновением многочисленных рабовладельческих городов-государств (полисов) и развитием колонизации.
После победы над персами и вытеснения их из бассейна Эгейского моря (500—449 гг. до н. э.) Греция вступила в период расцвета, в котором в результате борьбы прогрессивных сил, какими являлись свободные граждане афинского полиса (ремесленники, крестьяне, моряки, купцы), против старой аристократии и родовой знати родилось и про- цветало классическое искусство. Ведущая роль в развитии этого искусства принадлежала Афинам и другим городам-государствам Афинского морского союза.
В этот период в Греции создаются замечательные произведения архитектуры, скульптуры и живописи, пользующиеся мировой известностью, возводятся различные общественные здания (театры, стадионы и т. п.), которые впоследствии получили большое распространение в других государствах Европы. Ф. Энгельс сравнивает греческую архитектуру с ярким солнечным днем, выделяя жизнерадостность как главную присущую ей черту.
В отличие от городов Древнего Востока, где храмы и дворцы скрывались за стенами и оградами, центральные ансамбли греческих городов принадлежали городу и входили как неразделимое целое в его планировку и застройку. Взяв многое из культурной сокровищницы Древнего Востока, греческие зодчие оставили в стороне подавляющую колоссальность и мистику архитектурных образов.

«Предыдущая статья

Какие оградительные столбики существуют и как они используются?

Следующая статья»

Тюнинг микроавтобуса – обшивка салона

.